Спецпроекты

Как стать здоровым

cmai.png

Произвольное удлинение ночного сна снижает энергетическую ценность рациона у людей с избыточной массой тела

Недостаточная продолжительность ночного сна является распространенной проблемой для современного общества, в частности, менее рекомендованных 7-9 часов спит около трети населения США. Имеется целый ряд доказательств того, что регулярное недосыпание (длительность ночного сна менее 7 часов) связано с рядом последующих медицинских проблем, в частности, оно является важным фактором риска увеличения массы тела и последующего развития ожирения. Тем не менее, до последнего времени оставалось неизвестным, можно ли с помощью каких-либо вмешательств, направленных на удлинение ночного сна, предотвратить ожирение или вызвать его обратное развитие. Первое экспериментальное подтверждение этой гипотезы было опубликовано в журнале JAMA Internal Medicine 7 февраля 2022 г.

В это одноцентровое рандомизированное клиническое исследование включались взрослые в возрасте от 21 до 40 лет, имеющие избыточную массу тела (индекс массы тела 25,0-29,9 кг/м2 и обычную продолжительность сна менее 6,5 часов за ночь. После начального 2-хнедельного периода оценки исходного ночного сна участников рандомизировали на две группы, из которых в одной проводилось индивидуальное консультирование по гигиене сна с целью удлинения ночного сна до 8,5 часов (группа продления сна), а второй группе рекомендовали в течение следующих двух недель сохранять свою привычную продолжительность сна (контрольная группа). Все участники должны были вести обычный образ жизни, им не давали никаких советов по питанию или физической активности. Первичной конечной точкой было изменение потребления энергии по сравнению с исходным. Потребление энергии оценивалось объективно по сумме общего расхода энергии и изменения запасов энергии в организме. Общий расход энергии измеряли изотопным методом дважды меченой воды. Изменение запасов энергии в организме рассчитывали с использованием регрессии ежедневных значений массы тела и изменений состава тела по данным двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии. Продолжительность сна контролировали с помощью актиграфии. Результаты анализировались в зависимости от исходно назначенного лечения (intention-to-treat).

В общей сложности в анализ вошли 80 рандомизированных участников (средний возраст 9,8±5,1 лет; 41 мужчина [51,3%]). Длительность сна увеличилась в основной группе приблизительно на 1,2 часа за ночь (95% доверительный интервал [ДИ], 1,0-1,4 часа; P < 0,001) по сравнению с контрольной группой. В группе продления сна отмечалось достоверное снижение потребления энергии по сравнению с контрольной группой (−270 ккал/сутки; 95% ДИ, от −393 до −147 ккал/сутки; P < 0,001). Изменение продолжительности сна демонстрировало обратную корреляцию с изменением потребления энергии (r = −0,41; 95% ДИ, от −0,59 до −0,20; P < 0,001). При этом вмешательство не оказывало никакого существенного воздействия на суммарные энерготраты, что приводило к снижению массы тела в группе продления ночного сна по сравнению с контрольной группой (на −0,87 кг; 95% ДИ, от −1,39 до −0,35 кг; P = 0,001) за 2 недели вмешательства.

Источник: https://jamanetwork.com/journals/jamainternalmedicine/fullarticle/2788694

Возврат к списку