Регулярная физическая активность является общепризнанным компонентом кардиоваскулярной профилактики и реабилитации, но до настоящего времени остается неизвестным, какое количество физических нагрузок является наиболее оптимальным для исходно здоровых взрослых людей. Известно, что бывшие спортсмены, как правило, живут дольше, но при этом у них чаще встречаются кальцификация коронарных артерий и фибрилляция предсердий. 17 мая 2022 г. в журнале European Journal of Preventive Cardiology был опубликован новый анализ, изучавший взаимосвязь между уровнем физической активности и риском ишемической болезни сердца (ИБС), сердечной недостаточности (СН), инфаркта миокарда (ИМ) и хронической почечной недостаточности (ХПН). В его основу легли данные Национального обследования здоровья и питания США (NHANES) опросов о здоровье и питании за период с 2011 по 2018 г., когда вопросы в отношении физической активности практически не различались. Данные о физической активности собирались с помощью опросников, которые заполнялись участниками самостоятельно. По типичным для участника отчетам о физической активности за неделю оценивались их привычки в отношении тренировок. Рассчитывалось количество метаболических эквивалентов в час (ч) (MET·ч = оценка MET × длительность тренировки), которое использовалось как количественная мера активности. Вообще не тренирующиеся участники (MET·ч/неделю = 0) считались группой без физической активности (группа БФА). Учитывая, что точное пороговое значение для оптимального количества тренировок остается неизвестным, оставшиеся участники были распределены по следующим четырем категориям количества тренировок: группа с низкой активностью (группа НФА) с количеством МЕТ·ч /нед от 0 до ≤10, группа с умеренной активностью (группа УФА) с >10-≤50 МЕТ·ч /нед, группа с высокой активностью (группа ВФА) с >50-≤100 МЕТ·ч /нед и группа с ультравысокой активностью (УВФА), где число MET·ч /неделю превышало 100.
В общей сложности в анализ вошли 21 098 человек. Регулярно тренирующиеся участники были моложе и имели более низкие значения индекса массы тела, систолического давления (САД), уровни триглицеридов, HbA1c, глюкозы натощак и азота мочевины в крови, а также более высокие уровни образования и дохода. Значимо более низкие уровни сывороточного креатинина по сравнению с группой НФА отмечались только в группах УФА и ВФА. В наиболее интенсивно тренирующейся группе (УВФА) наиболее молодые участники демонстрировали более высокие значения САД, сывороточного креатинина и лактатдегидрогеназы, а также более низкие уровни холестерина ЛПВП, что позволяет предположить отсутствие дальнейшего улучшения этих важных маркеров по мере увеличения физической активности. После внесения поправок на пол, возраст, статус курения, профессию, уровень дохода, потребление алкоголя и уровень образования, было отмечено, что наибольший выигрыш в отношении снижения риска ИБС был отмечен в группе ВФА (отношение шансов [ОШ] 0,584, 95% доверительный интервал [ДИ]: 0,403–0,823]. То же было справедливо и для риска СН (ОШ 0,443, 95% ДИ: 0,286–0,658), ИМ (ОШ 0,602, 95% ДИ: 0,426–0,832) и ХПН (ОШ 0,611, 95% ДИ: 0,434–0,840). Интересно, что в группе УВФА также было отмечено снижение риска всех этих четырех состояний, но магнитуда эффекта была ниже, чем в группе ВФА.
Таким образом, оптимальным с точки зрения минимизации риска ИБС, СН, ИМ и ХПН представляется уровень физической активности от 50 до 100 МЕТ·ч в неделю, что соответствует интенсивной физической активности в течение 6,25–12,5 часов в неделю (или умеренным нагрузкам в течение 12,5–25 часов в неделю). Дальнейшее увеличение активности также обладает защитным эффектом, но приносит относительно меньше пользы.
Источник: https://academic.oup.com/eurjpc/advance-article/doi/10.1093/eurjpc/zwac096/6587043